Биография — Крылов Иван Андреевич

633
Иван Андреевич Крылов

Дедушка Крылов с детства знаком каждому читателю. Его крылатые высказывания схожи с народной мудростью, пословицами и поговорками, запоминаются изяществом слога и поучительной моралью. Герои Ивана Андреевича – животные, олицетворяющие различные людские характеры и поступки. Среди них встречаются и трудолюбивые муравьи, и ленивые стрекозы, и льстивые лисы, и подверженные похвале вороны. Это всё аллегория на человека, ведь люди, как и звери, бывают разными. В творческой копилке писателя 236 басен и произведения других жанров.

Родился знаменитый баснописец в 1769 году в столице. Семья Ивана Андреевича Крылова не отличалась особым достатком, родители даже не могли нанять ему учителей. Однако мальчик так любил читать, что самообразование помогло ему стать умным человеком. От отца, который рано ушел из жизни, осталась хорошая библиотека. А мама научила его писать и считать. Будущий писатель поступил на службу в суд, где работал писцом.

Мальчик писал стихи и однажды прочитал их своему соседу помещику Львову. Тот остался под впечатлением от сочинений Крылова и позволил Ивану заниматься науками вместе со своими детьми. Наряду с самообразованием, Крылов обучился литературе, математике, итальянскому и французскому языкам, а также овладел несколькими музыкальными инструментами.

Уже с раннего детства Крылов наблюдал за нравами и бытом, присутствовал на всевозможных городских мероприятиях и гуляниях, где замечал, как ведут себя люди и что вообще из себя представляет народ.

В 1782 году Иван Андреевич перебирается в Санкт-Петербург. Культурная столица России открывает перед ним новые горизонты, и Крылова поглощает литературная деятельность. В это время он сочиняет пьесы, которые всё больше наполняются сатирическим содержанием. Это было поистине крыловское направление, в котором писатель очень преуспел.

По словам современников Крылова, он был необычайно ленив и даже посапывал в кресле, когда приходил в гости к своим друзьям. Часто на портретах он изображен именно в кресле, восседая в нем величественно и броско.

В Петербурге Крылов посещал театры и решил попробовать себя в драматургии. Он создал трагедию «Филомела», но все-таки тяготел к сатире, поэтому стал активно работать над комедиями. Это привело его к изданию сатирических журналов. Ему было всего двадцать лет, когда стал выходить первый такой журнал под названием «Почта духов». Он просуществовал только год из-за своей обличительной направленности. После этого стали появляться «Зритель» и «Меркурий». Именно там читатель впервые знакомился с произведениями Крылова и других смелых авторов, которые не боялись высказать свое мнение относительно правительства и помещиков. Конечно, это приводило к гонениям со стороны власти, что стало причиной уезда Крылова из Питера и литературного молчания, которое длилось семь лет.

басни крылова

Знание французского языка позволяет ему продолжить творческую деятельность в качестве переводчика. Он берется за басни Лафонтена, и в 1806 году они выходят из-под пера Ивана Андреевича в журнале «Московский зритель». Тогда же он возвращается в Петербург, чтобы поставить на сцене театра свои пьесы «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти комедии очень понравились публике, в них высмеивались французы, что было очень актуально в свете войны России с Наполеоном.

Настоящий успех Крылову принесли басни. В 1809 году вышел его сборник, в котором была напечатана всем известная басня «Слон и Моська». Работая в библиотеке на протяжении последующих 29 лет, Иван Андреевич пишет еще около 200 басен, в которых показывает людские пороки и реальную жизнь современности. Правда, всё это было мастерски завуалировано, но в образе Волка на псарне явно угадывался Наполеон, а в образе Ловчего – Кутузов. Талант писателя был оценен высоко, показателем тому являются более 80 тысяч книг с баснями, изданными еще при жизни писателя.

Дедушка Крылов покинул этот мир в 1844 году, скончавшись от пневмонии. Гоголь определил произведения Ивана Андреевича как «книгу мудрости самого народа». И до сих пор басни Крылова считаются классикой русской литературы. Их изучают в школе, заучивают наизусть, выписывают наиболее меткие выражения. Среди этих басен легендарные «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне» и многие другие, составляющие великое наследие русского баснописца.